Миофункциональный баланс во рту
Миофункциональный баланс во рту — это идеальное «согласие» мышц языка, губ, мягкого неба, щек и нижней челюсти. Когда этот ансамбль работает синхронно, ребенок или взрослый свободно дышит носом, открыто улыбается и четко произносит все звуки. По статистике крупных логопедических клиник, ежегодно более 5000 пациентов обращаются с жалобами на назальность, межзубное положение языка, храп и прикусы, вызванные именно миофункциональным дисбалансом.
Почему возникает дисбаланс
Прежде чем переходить к коррекции миофункциональных нарушений, важно разобраться, почему система расстраивается:
- Анатомические факторы: укороченная подъязычная уздечка, узкие носовые ходы.
- Функциональные привычки: длительное сосание пустышки, «ротовое» дыхание, мягкая диета без жесткой пищи.
- Неврологические причины: гипотонус лицевых мышц, последствие перинатальной гипоксии.
Комплекс этих триггеров приводит к тому, что складываются миофункциональные нарушения речи и эстетические дефекты лицевого профиля.
Диагностика: как карта помогает врачу
Чтобы не «лечить вслепую», логопед и ортодонт применяют протокол диагностики и карту миофункциональных нарушений. В последней заносятся:
- фото и видеопрофиль пациента;
- результаты риноманометрии (объем носового потока);
- ЭМГ кривая тонуса губ и языка;
- оценка звукопроизношения по Школьной шкале Л.В. Лопатиной.
Такая карта становится дорожной картой для всей последующей терапии.
Возрастные особенности и направления помощи
Тактика специалиста напрямую зависит от возраста пациента.
Дошкольники
У малышей 3–6 лет миофункциональные нарушения у детей дошкольного возраста чаще проявляются как межзубная «сигма» и открытый рот. Поэтому первый этап коррекции миофункциональных нарушений у детей: дыхательная гимнастика, игры «на пуговке» и щечные сопротивления резиновой трубочкой. Одновременно ведется миофункциональная коррекция и профилактика нарушений звукопроизношения, чтобы потом не пришлось «выбивать» свистящие.
Школьники
В 7–12 лет добавляются ортодонтические пластины, тейпы и миофункциональная терапия в коррекции речевых нарушений: ребенок носит тренажер FroggyMouth 15 минут, выполняет резонаторные упражнения «фонтан» и «скрипка», учится удерживать язык в зоне «купол».
Подростки и взрослые
Когда обращаются старшеклассники, храпящие студенты и взрослые пациенты, речь идет о давно закрепившихся паттернах. Тем не менее миофункциональные нарушения у взрослых корректируются: применяется электромиостимуляция губ, тейп аппликации для носового дыхания и «умные» каппы, фиксирующие язык.
Упражнения: ежедневная практика
Перед началом комплекса логопед объясняет ребенку или взрослому, что миофункциональные нарушения «любят» регулярность — упражнения необходимо выполнять ежедневно. Ниже представлен базовый комплекс продолжительностью 20 минут в день:
- Упражнение «Грибок». Широко раскрытый язык прижимается к небу, создается вакуум, после чего следует характерный «хлопок». Повторять: 10 раз, удержание 5 секунд.
- Упражнение «Трубочка». Губы вытягиваются вперед, удерживается ватный шарик с помощью воздушной струи из носа. Повторять: 8 раз, удержание 10 секунд.
- Упражнение «Щечки–шарики». Поочередно надуваются щеки при сомкнутых губах. Повторять: 20 раз.
- Упражнение «Носовой фонтан». При сомкнутых губах делается вдох носом и медленный выдох, во время которого ощущается подъем неба. Повторять: 12 раз.
Через месяц занятий карту упражнений заполняют повторно и сравнивают показатели. Такой миофункциональный подход делает прогресс в коррекции речевых нарушений наглядным и мотивирует к продолжению работы.
Пятиступенчатый план дома
Для родителей полезна пошаговая инструкция, как сочетать терапию и быт:
- Уберите «бутылочки» после 12 месяцев, замените на поильник без соски.
- Вводите твердую пищу: яблоко дольками, морковь «чипсы».
- Играйте в «слоника» — дыхание через трубочку, поднимая ватный шарик.
- Тейпируйте губы на ночь, если ребенок стабильно дышит ртом (под контролем ЛОР-врача).
- Чтение вслух с маркером «язычком»: карандаш держат губами, тренируя круговую мышцу.
Это эффективная профилактика миофункциональных нарушений, благодаря которым речь развивается естественно.
Роль смежных специалистов
Миофункциональный дисбаланс редко существует «сам по себе». Ортодонт расширяет небо, ЛОР удаляет гипертрофированные миндалины, невролог корректирует тонус. Только мультидисциплинарная «связка» гарантирует, что миофункциональные нарушения звукопроизношения не вернутся после снятия брекетов или логопедического выпуска.
Контроль долгосрочного результата
Через шесть месяцев после завершения активной программы пациент проходит повторную диагностику миофункциональных нарушений по карте. Если носовой индекс остается в норме, высота языка в покое — 10 мм от нижних резцов, а звукопроизношение без искажений, считается, что баланс стабилен. В противном случае назначают поддерживающий блок: 8 сеансов раз в квартал.
Миофункциональный баланс во рту — это фундамент не только красивой улыбки, но и качественного сна, отсутствия головных болей и успешного общения. Комплексные меры — от раннего скрининга до тренировочных капп — позволяют предупредить или исправить миофункциональные нарушения речи в любом возрасте.
Другие статьи
Ринолалия — это заметное носовое окрашивание речи, которое в логопедии относится к серьезным звукорезонансным нарушениям.
Читать статьюГрамотное ведение логопедических тетрадей — фундамент любой современной программы коррекции речи.
Читать статьюСовременная логопедия сочетает в себе педагогику, психологию, нейрофизиологию и медицину.
Читать статьюДислексия – это специфическое нарушение умения читать, которое проявляется в трудностях распознавания слов, замедленном формировании навыка чтения и ошибках в звукобуквенном анализе.
Читать статьюЛогопедический массаж — это целенаправленная стимуляция мышц артикуляционного аппарата, помогающая ребенку быстрее овладеть четкой речью.
Читать статьюВ классической типологии логопедическая ритмика — это система упражнений, где слово, движение и музыка объединены для гармонизации речевой и моторной сфер.
Читать статью





