Коррекция ринолалии

Коррекция ринолалии
Официальный дистрибьютер FroggyMouth в России
Автор статьи:

В логопедической практике коррекция ринолалии делится на несколько стадий. Если на первой устраняют анатомические и дыхательные трудности, то цель упражнений 2 этапа коррекции ринолалии — сформировать правильный артикуляционный уклад и запустить автоматизацию звуков в слогах. К этому моменту ребенок уже свободно дышит носом и умеет удерживать мягкое небо.

Приоритеты II этапа

Прежде чем перейти к методикам, важно подчеркнуть: коррекция ринолалии невозможна без четкой очередности. Логопед опирается на четыре ключевых направления коррекционной работы при ринолалии: слуховой контроль, укрепление мышц неба, синхронизацию выдоха и артикуляционную гимнастику.

Последовательность постановки

Профессиональные рекомендации гласят, что постановка гласных при коррекции ринолалии начинается с коротких «А» и «О» на выдохе. Затем добавляют пары «И-Ы», оценивая подвижность корня языка. Отсюда правило: коррекцию звуков при ринолалии начинают с простых по артикуляции гласных; согласные вводят только после устойчивого носового резонанса.

После гласных включают переднеязычные «Т», «Д», «Н». Главное условие коррекционной работы при ринолалии: каждое движение ребенок контролирует зеркалом и виброобратной связью.

Базовые упражнения

Вторая ступень программы строится на серии точных микродвижений. После короткой разминки специалист формулирует задачу и предлагает упражнение.

Примеры, с которых логопед часто начинает:

  • «Грибок» — язык приклеивается к твердому небу, затем резко «спрыгивает», создавая хлопок.
  • «Моторчик» — кончик языка вибрирует между зубами, регулируя воздушную струю.

Когда изолированное звучание стабилизируется, добавляют игровые задания: «дудочка» (сдуй воображаемую пушинку) и «носовой фонтан» (закрыть губы и мягко выдохнуть через нос).

Важно помнить, что коррекционная работа над каждым звуком при ринолалии предусматривает расширение контекста: слог - слово - фраза.

Необязательные элементы

Родители часто спрашивают, какие упражнения не обязательны в коррекции недостатков звукопроизношения при ринолалии. Если уклад уже отработан, а небо поднимается стабильно, длительные игры с пузырьковыми трубочками или свистульками можно сократить в пользу слоговых цепочек.

Контроль эффективности

Логопед ведет индивидуальную карту, отмечая частоту правильных повторений. Минимальным критерием прогресса считают 80 % успешных попыток на трех последовательных занятиях. Завершая цикл, специалист демонстрирует родителям видео «до» и «после» — наглядное подтверждение, что ребенок увереннее управляет выдохом, а резонанс приближается к норме.

Комплексная коррекция ринолалии на втором этапе занимает 6–8 недель. Появление чистого тембра и снижение назальности подтверждают, что направления коррекционной работы при ринолалии выбраны верно, и можно переходить к третьему уровню автоматизации речи.

Другие статьи
Ринолалия

Ринолалия — это заметное носовое окрашивание речи, которое в логопедии относится к серьезным звукорезонансным нарушениям.

Читать статью
Дизартрия

Дизартрия — одно из самых частых речевых расстройств, при котором слова теряют четкость, а голос — выразительность.

Читать статью
Дислексия и дисграфия

Дислексия – это специфическое нарушение умения читать, которое проявляется в трудностях распознавания слов, замедленном формировании навыка чтения и ошибках в звукобуквенном анализе.

Читать статью
Правильное положение языка: залог здоровья полости рта, красивой улыбки и правильного прикуса

Правильное положение языка в полости рта – это не просто вопрос постановки речи или эстетики.

Читать статью
Правильное положение языка во рту в спокойном состоянии

Когда стоматологи или логопеды говорят о «правильном положении языка», они имеют в виду не только эстетику улыбки.

Читать статью
Прикус у ребенка: полное руководство для родителей

Прикус – это взаимное положение верхних и нижних зубных рядов при смыкании челюстей.

Читать статью