Коррекция ринолалии
В логопедической практике коррекция ринолалии делится на несколько стадий. Если на первой устраняют анатомические и дыхательные трудности, то цель упражнений 2 этапа коррекции ринолалии — сформировать правильный артикуляционный уклад и запустить автоматизацию звуков в слогах. К этому моменту ребенок уже свободно дышит носом и умеет удерживать мягкое небо.
Приоритеты II этапа
Прежде чем перейти к методикам, важно подчеркнуть: коррекция ринолалии невозможна без четкой очередности. Логопед опирается на четыре ключевых направления коррекционной работы при ринолалии: слуховой контроль, укрепление мышц неба, синхронизацию выдоха и артикуляционную гимнастику.
Последовательность постановки
Профессиональные рекомендации гласят, что постановка гласных при коррекции ринолалии начинается с коротких «А» и «О» на выдохе. Затем добавляют пары «И-Ы», оценивая подвижность корня языка. Отсюда правило: коррекцию звуков при ринолалии начинают с простых по артикуляции гласных; согласные вводят только после устойчивого носового резонанса.
После гласных включают переднеязычные «Т», «Д», «Н». Главное условие коррекционной работы при ринолалии: каждое движение ребенок контролирует зеркалом и виброобратной связью.
Базовые упражнения
Вторая ступень программы строится на серии точных микродвижений. После короткой разминки специалист формулирует задачу и предлагает упражнение.
Примеры, с которых логопед часто начинает:
- «Грибок» — язык приклеивается к твердому небу, затем резко «спрыгивает», создавая хлопок.
- «Моторчик» — кончик языка вибрирует между зубами, регулируя воздушную струю.
Когда изолированное звучание стабилизируется, добавляют игровые задания: «дудочка» (сдуй воображаемую пушинку) и «носовой фонтан» (закрыть губы и мягко выдохнуть через нос).
Важно помнить, что коррекционная работа над каждым звуком при ринолалии предусматривает расширение контекста: слог - слово - фраза.
Необязательные элементы
Родители часто спрашивают, какие упражнения не обязательны в коррекции недостатков звукопроизношения при ринолалии. Если уклад уже отработан, а небо поднимается стабильно, длительные игры с пузырьковыми трубочками или свистульками можно сократить в пользу слоговых цепочек.
Контроль эффективности
Логопед ведет индивидуальную карту, отмечая частоту правильных повторений. Минимальным критерием прогресса считают 80 % успешных попыток на трех последовательных занятиях. Завершая цикл, специалист демонстрирует родителям видео «до» и «после» — наглядное подтверждение, что ребенок увереннее управляет выдохом, а резонанс приближается к норме.
Комплексная коррекция ринолалии на втором этапе занимает 6–8 недель. Появление чистого тембра и снижение назальности подтверждают, что направления коррекционной работы при ринолалии выбраны верно, и можно переходить к третьему уровню автоматизации речи.
Другие статьи
Ринолалия — это заметное носовое окрашивание речи, которое в логопедии относится к серьезным звукорезонансным нарушениям.
Читать статьюДизартрия — одно из самых частых речевых расстройств, при котором слова теряют четкость, а голос — выразительность.
Читать статьюДислексия – это специфическое нарушение умения читать, которое проявляется в трудностях распознавания слов, замедленном формировании навыка чтения и ошибках в звукобуквенном анализе.
Читать статьюПравильное положение языка в полости рта – это не просто вопрос постановки речи или эстетики.
Читать статьюКогда стоматологи или логопеды говорят о «правильном положении языка», они имеют в виду не только эстетику улыбки.
Читать статьюПрикус – это взаимное положение верхних и нижних зубных рядов при смыкании челюстей.
Читать статью





