Дислексия

Дислексия – это специфическое нарушение умения читать, которое проявляется в трудностях распознавания слов, замедленном формировании навыка чтения и ошибках в звукобуквенном анализе. Нередко дислексия связана с иными логопедическими и педагогическими сложностями, такими как дисграфия, дискалькулия или дислалия. В последние годы специалисты все чаще обращают внимание на комплексное рассмотрение проблемы, объединяя в единую систему понятия дислексии, дисграфии и дискалькулии. Такой подход позволяет наиболее точно диагностировать и эффективнее корректировать данные нарушения.
Понятие дислексии
Для более глубокого понимания природы дислексии необходим всесторонний анализ дислексии. Суть такого анализа заключается в том, чтобы определить, на каком уровне происходит сбой при чтении. Это может быть трудность в сопоставлении звук-буква (фонематическое восприятие), визуально-пространственный дефицит, проблемы памяти или сложности в автоматизации навыков:
- Дислексия букв. Так принято называть ситуацию, когда ребенок путает или не узнает отдельные графемы (буквы) в потоке текста.
- Дислексия звук-буква. Здесь нарушение связано с тем, что ребенок не может сопоставить звуковой образ и соответствующий ему графический символ.
Помимо этого, важным фактором, влияющим на характер нарушения, является возраст появления дислексии. Чем раньше начинаются проявления (или чем ранее они выявлены), тем быстрее можно начать целенаправленную коррекцию. Однако дислексия может быть замечена и в более старшем возрасте, иногда уже в средней или старшей школе, когда повышаются требования к скорости и осмысленности чтения.
Формы и проявления
Специалисты выделяют разные типы дислексии:
- Фонематическая: связана с нарушением фонематического восприятия, различения звуков речи.
- Оптическая: сложности с визуальным восприятием букв и их графической формой.
- Мнестическая: ребенок не запоминает соответствие между звуком и буквой.
- Семантическая: формально читает слова правильно, но не понимает смысла текста.
Каждая из этих форм может сочетаться с дисграфией, образуя комплекс дислексия и дисграфия у детей, и проявляться по-разному. Важно провести детальную диагностику, чтобы подобрать адекватные задания и упражнения при дислексии и дисграфии.
Сопутствующие речевые и письменные расстройства
Нередко дислексия идет рука об руку с другими речевыми и письменными нарушениями, например:
- Дисграфия – систематические ошибки на письме, которые не объясняются незнанием правил орфографии.
- Дизорфография – трудности с написанием слов в соответствии с орфографическими нормами родного языка.
- Алексия – полное отсутствие навыка чтения или резкое его нарушение (обычно в силу органических повреждений головного мозга).
- Дизартрия – нарушение звукопроизношения вследствие недостаточности иннервации речевого аппарата. Иногда указывают дислексию и дизартрию как сопутствующие патологии.
- Дислалия – неправильное произношение отдельных звуков (без органических поражений артикуляционного аппарата). Нарушение довольно распространено у детей, испытывающих общие трудности в освоении речи.
- Дисфония – голосовые нарушения, также может встречаться в комбинации дислексии и дисфонии.
- Дискалькулия – нарушение освоения арифметических действий. Может встречаться в сочетании с дислексией и дисграфией.
Когда перечисленные нарушения проявляются у ребенка одновременно, может потребоваться многосторонняя коррекционная работа.
Дисграфия и дислексия у младших школьников
Первый и второй классы – это наиболее уязвимый период, когда начинаются активные учебные нагрузки и формируется базовый навык чтения и письма. Именно в этот период особенно часто выявляются проблемы у школьников. Здесь принципиально важно своевременно заметить проблему и начать систематическую коррекцию, так как промедление может привести к значительным пробелам в знаниях, снижающим школьную успеваемость и самооценку ребенка.
Дисграфия и дислексия у школьников разных возрастов
Проблемы чтения и письма не исчезают автоматически по мере взросления ребенка. Даже в средней школе можно столкнуться с ситуацией, когда дисграфия и дислексия у школьников остаются нерешенными, а сложности продолжают нарастать. Дети начинают испытывать стресс, не успевают по другим предметам. Педагоги и родители должны совместными усилиями помочь такому ребенку, организуя специальные занятия, снижая нагрузку на первых этапах коррекции и поддерживая мотивацию к обучению.
Как исправить нарушения?
Прежде всего важно понимать, что коррекционную работу должен вести специалист: логопед, дефектолог или психолог, прошедший соответствующую подготовку. В рамках занятий применяются:
- Дидактические методики: упражнения на развитие фонематического слуха, визуального восприятия, памяти.
- Игровые приемы: различные настольные игры, пазлы, кроссворды, где ребенок учится сопоставлять звук и букву.
- Терапевтические практики: комплекс коррекционных упражнений, направленных на улучшение моторики руки и формирование графических навыков.
- Современные технологии: применяются компьютерные программы и мобильные приложения для отработки навыков чтения и письма.
Практические занятия: упражнения и задания
Одним из ключевых направлений коррекционной работы является организация занятий при дислексии. Это могут быть логопедические уроки, специальные домашние упражнения или групповые тренинги:
- Дидактические карточки: ребенок учится соотносить определенные картинки со словами, выделяя начальный звук и прописывая его буквой.
- Таблицы для чтения: использование специальных таблиц со слогами, где отрабатывается навык послогового чтения.
- Графомоторные упражнения: ребенок учится правильно писать буквы и соединять их в слоги.
- Игры на развитие памяти: например, запоминание пары «слово – картинка», что формирует более крепкую связь в сознании ребенка.
Такие задания и упражнения при дислексии и дисграфии помогают целенаправленно улучшить навыки чтения, письма, а также развить логическое мышление и речевую память.
Как помочь ребенку?
Первое и основное правило – не паниковать и не ругать ребенка. Дислексия не связана с ленью или недостатком старания; это особенность развития, требующая терпеливого, систематического подхода. Следует:
- Обратиться к специалисту: логопед, дефектолог или нейропсихолог помогут провести детальное тестирование и поставить корректный диагноз.
- Организовать домашние занятия: по согласованию со специалистом подбирается программа упражнений, которую можно выполнять каждый день в игровой форме.
- Поощрять и мотивировать: ребенку важно понимать, что он не «плохой» и не «глупый». Необходимо хвалить за малейшие успехи, постепенно увеличивая сложность заданий.
- Использовать современные ресурсы: компьютерные программы, интерактивные платформы, аудиокниги. Сегодня технологии для дисграфии и дислексии активно развиваются, предлагая новые форматы обучения для детей с подобными проблемами.
Дислексия – сложное и многообразное явление, которое требует комплексного подхода и систематической коррекционной работы. Ее проявления у разных детей могут существенно различаться в зависимости от возраста, форм нарушения и сопутствующих проблем. Соответственно, будут отличаться и подходы к коррекции.
Другие статьи
Что такое инфантильное глотание, как его определить. Методы диагностики и лечения. Помощь каких специалистов может понадобиться.
Читать статью